дата
1 июля 1941
Создана комиссия по вопросам обороны Ленинграда
В короткий срок предстояло возвести полосу оборонительных сооружений вокруг города. Строительство их продолжалось до конца года, но особенно широким фронтом работ оно развернулось в июле и августе.
Военно-инженерное руководство созданием оборонительных рубежей было поручено заместителю командующего Северным фронтом генерал-майору П. А. Зайцеву, командующему артиллерией фронта генерал-майору В. П. Свиридову и начальнику Инженерного управления фронта подполковнику Б. В. Бычевскому
Инженер М. Басов, руководивший строительством одной из оборонных трасс, писал: «Я много строил за свою жизнь. Строил с опытными землекопами, каменщиками, бетонщиками. Но никогда не видел такого великого подъема, такой подлинной трудовой ярости».
«Каждый дот представлял собой прямоугольную коробку размером внутри примерно 3 х 4 метра. Стенки его были толщиной в метр, перекрытия — полтора метра. В перекрытиях укладывалась семь рядов металлической арматуры. В переднюю стенку дота вмонтировалось чугунная литая амбразура весом в полторы тонны. На задней стенке — металлическая дверь на мощных петлях и запорах.
Дот заглублялся в землю на уровне нижней кромки арматуры. Внутри к амбразуре прикреплялась комбинированная пушка с пулеметом, которая могла двигаться в разные стороны посредством шестерен и маховика. Внутри также были смонтированы перископ и ручной вентилятор с выводной трубой наружу для закачивания свежего воздуха. Обходиться без вентилятора было нельзя, ибо в доте стояла невероятная духота.
Бетонирование шло беспрерывно в три смены. На это уходило двое суток. Поскольку мы применяли быстросхватывающийся цемент высоких марок, дот сразу после окончания строительства входил в строй».[1]
«В августе в районе Ленинграда часто стояла сырая, ветреная и холодная погода, часто шли дожди. В этих условиях сильно осложнялись земляные работы: тяжелый, глинистый грунт с трудом поддавался лопатам, на которые налипали комья. В противотанковые рвы, ходы сообщения, окопы, создаваемые строителями, набиралась вода, превращая грунт в жидкое месиво. Быстро снашивались и рвались мало приспособленные для такой работы одежда и обувь; часто не было возможности их просушить. К концу августа к этому добавились затруднения с продовольствием, недостаток которого уже начал ощущать Ленинград». [2]
Пока бои с фашистскими захватчиками велись на дальних подступах к Ленинграду, авиация противника почти не мешала строительству оборонительных сооружений, если не считать ежедневных полетов самолетов-разведчиков да сбрасывания листовок. «Ленинградские дамочки, не ройте ваши ямочки. Прибудут наши таночки, зароют ваши ямочки». «Ямочки» в предместьях Колпино представляли собой противотанковые рвы глубиной 3 метра, шириной 3-5 метров и насыпь грунта в отвале примерно таких же размеров.
Положение резко изменилось после того, как немцам не удалось взять с ходу Лужский оборонительный рубеж. Теперь вражеская авиация на бреющем полете расстреливала безоружных людей с беспощадной жестокостью. В дневнике начальника генерального штаба сухопутных войск Германии Ф.Гальдера есть любопытная запись о том, что «опыт русских по ускоренному возведению укреплений в районе Луге» неплохо бы перенять.
Жители Ленинграда трудились над возведением Лужского рубежа, пролегшего от Финского залива до озера Ильмень (почти 250 км), в труднейших условиях. На заводах круглые сутки изготавливались сборные железобетонные орудийные и пулеметные огневые точки, броневые артиллерийские доты, железобетонные пирамидальные надолбы, которые устанавливались в местах возможного нападения противника. Всего на Лужском рубеже было установлено около 570 дотов и дзотов, создана цепь противотанковых рвов длиной 94 километра.
Источники:
1. «Память» Л-д 1985г. стр.74
2. «Непокоренный Ленинград». Л.: Наука, 1985
Ударим лайками по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму!