дата
25 сентября 1838
Испытания первого в мире «электрохода-шлюпки»
На Неве проведены испытания первого в мире электрохода-шлюпки, движимой электрической силой. Двигатель шлюпки, созданный Б. С. Якоби, питался током от батареи, состоявшей из 320 гальванических элементов. На первых испытаниях лодка плавала по Неве вверх и вниз, покрыв за семь часов расстояние в 14 км и показав, таким образом, среднюю скорость 2 км/ч.
13 сентября (по старому стилю) 1838 года гуляющие на набережной Невы были крайне удивлены необычной шлюпкой. В ней сидело 12 человек, но никто из них не греб веслами. Не было трубы, и не слышно было стука двигателя, уже знакомого по входившим тогда в моду пароходам. Поэтому совсем было непонятно, какая сила вращает гребные колеса, с помощью которых судно двигалось вверх по реке. Только немногие знали, что идут испытания первого в мире электрохода — судна, приводимого в движение электричеством. Электродвигатель питался током батареи, состоящей из 320 гальванических элементов.
Во время испытания шлюпки на ее борту находились русские академики — физик Э. X. Ленц, математик М. В, Остроградский, знаменитый мореплаватель вице-адмирал И. Ф. Крузенштерн. Здесь же присутствовал и профессор Б. С. Якоби — создатель первого электрического двигателя для практической работы, виновник торжества.
Еще 27 мая (по старому стилю) 1838 года он писал президенту Петербуржской Академии наук о своем стремлении добиться «того, чтобы мое новое отечество, с которым я уже связан многими узами, не лишилось славы сказать, что Нева раньше Темзы или Тибра покрылась судами с магнитными двигателями».
Ударим лайками по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму!