Трамваи России
37 фото с описаниями и небольшая экскурсия27.02.2019 05:36
27.02.2019 05:36
Андрей Панёвин
![Трамваи России (37 фото) - Заметки](https://panevin.ru/img/i_am-96x96-bw.jpg)
Коллекцию фото трамваев по России начну с празднования 105-летия петербургского трамвая:
![Петербургские трамваи разных лет](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/peterburgskie_tramvai_raznih_let_600.webp)
Петербургские трамваи разных лет
Первым стоит реплика самого первого трамвая, который в 1907 году совершил свой первый рейс по улицам Санкт-Петербурга.
![Стиляга](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/stilyaga_600.webp)
Стиляга
Трамвай, получивший такое прозвище за свою жёлто-голубую расцветку.
![Первый петербургский трамвай](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/perviy_peterburgskiy_tramvay_600.webp)
Первый петербургский трамвай
![Люди радостно фотографируются с историческим трамваем](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/lyudi_radostno_fotografiruyutsya_s_istoricheskim_600.webp)
Люди радостно фотографируются с историческим трамваем
![Трамвай 1937 года](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/tramvay_1937_goda_600.webp)
Трамвай 1937 года
Внешне трамвай повторяет облик самого первого трамвая. 20-й маршрут, Парголово — площадь Лассаля.
![Слон](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/slon_600.webp)
Послевоенный трамвай, за свой внешний вид получивший прозвище «слон» (за большую массу, округлые форму и верхнюю часть кузова, окрашенную в цвет слоновой кости). Самый массовый трамвай, ЛМ-47 (к слову сказать, таким же слоном был ЛМ-49).
![В кабине трамвая](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/v_kabine_tramvaya_600.webp)
В кабине трамвая ЛМ-47 («Слон»), рукоять управления ходом.
![Стиляга](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/stilyaga_1_600.webp)
В преддверии нового года «Стиляга» колесит по центральным улицам Санкт-Петербурга, украшенный гирляндами.
![Слоны](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/sloni_600.webp)
Слоны
Точнее «Слон» — тот что слева, он же самый массовый трамвай (Трамвай ЛМ-49, производства ВАРЗ — ныне Петербургский трамвайно-механический завод). Справа — ЛМ-47.
Номера на трамваях в Петербурге всегда были четырёхзначными и первая цифра означает принадлежность к парку.
![Предвоенные трамваи](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/predvoennie_tramvai_600.webp)
Предвоенные трамваи
Трамваи стояли на Инженерной улице между Садовой и Цирком. Справа — ЛМ-33.
![Старинные трамваи](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/starinnie_tramvai_600.webp)
Старинные трамваи
Справа — реплика конки, слева — один из ранних трамваев.
![В кабине трамвая](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/v_kabine_tramvaya_1_600.webp)
В кабине трамвая
Можно было заходить в кабины трамваев и малышня не упускала случая позвонить. В одном трамвае верёвка звонка была оборвана, не выдержала (какой-нибудь спиногрыз, вероятно, повис на ней).
Управление ходом единственной ручкой «Ход — Стоп».
![Вереница трамваев на Инженерной улице](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/verenitsa_tramvaev_na_inzhenernoy_ulitse_600.webp)
Вереница трамваев на Инженерной улице
Слева — восстановленный первый трамвай, справа — чуть позднее построенный 5-й номер, Наличный переулок — перевоз Домбаля.
![Трамваи](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/tramvai_600.webp)
Трамваи
Ради трамваев Инженерная улица была перекрыта на 2 часа. В конце трамваи разъехались и желающие могли прокатиться на любом из трамваев.
![Стиляга](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/stilyaga_2_600.webp)
Стиляга
И на прощание, ещё раз «стиляга», один из самых колоритных трамваев.
![Трамвай серии «М»](https://panevin.ru/uploads/photo/2015/tramvay_serii_m_600.webp)
Трамвай серии «М» на Садовой улице. Его в Петербурге можно встретить часто.
![В память о трамваях](https://panevin.ru/uploads/photo/2008/v_pyamyat_o_tramvayah_600.webp)
В память о трамваях
Неподалеку от Александровского парка, памятная табличка о первых петербургских трамваях. Именно здесь проходила первая трамвайная линия.
![Трамвай Brush](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/brush_600.webp)
Трамвай Brush
Реплика первого петербургского трамвая английской фирмы «Brush», в народе прозванный «Брешка». Ни одного подлинного трамвая не сохранилось, этот трамвай построен на базе вагона МС-1 1929 года выпуска производства завода «Красный путиловец».
![Трамваи ЛМ-57 и МС-4](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/tramvai_lm-57_i_ms-4_600.webp)
Трамваи ЛМ-57 и МС-4
Трамваи ЛМ-57 «Стиляга» (слева) и МС-4 (справа).
![Вагоны ЛМ-33/ЛП-33](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/vagoni_lm-33lp-33_600.webp)
Вагоны ЛМ-33/ЛП-33
В начале 30-х годов XX века при проектировании новых вагонов повышенной вместимости был взят за основу американский вагон фирмы «Peter Witt». Эти вагоны получили наименование МА (моторный американского типа) и ПА (прицепной американского типа), а ленинградцы стали называть их «Американками». Позже в целях борьбы с космополитизмом название трамвая изменили на ЛМ-33, а вагона на ЛП-33 (ленинградский моторный 1933 года разработки).
![Ремонтный трамвай](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/remontniy_tramvay_600.webp)
Ремонтный трамвай
![Компостеры](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/composters_600.webp)
Компостеры
![Трамвай МС-4](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/tramvay_ms-4_600.webp)
Трамвай МС-4
Вышедший из ворот завода «Красный Путиловец» в 1927 году, трамваи МС-4 («Эм-эсы») начали эру стальных трамваев и проработают на линиях до 50-х годов.
![Детский трамвай](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/detskiy_tramvay_600.webp)
Детский трамвай
Маленький трамвай для детей. Жаль не ездит.
![Трамвайное депо](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/tramvaynoe_depo_1_600.webp)
Трамвайное депо на Васильевском острове (бывший трампарк им. Леонова), построенное в 1906—1908 годах в архитектурном стиле модерн по проекту архитектора А. А. Ламагина. Ныне музей городского электрического транспорта.
![Трамваи Смоленска](https://panevin.ru/uploads/photo/2016/tramvai_smolenska_600.webp)
Трамваи Смоленска
Трамваи Смоленска двух типов: ушатанные перерехтованные старые (большинство) и относительно новые.
![Самарский трамвай](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/samarskiy_tramvay_600.webp)
Самарский трамвай
В Самаре трамваи старенькие, но в отличном состоянии (во всяком случае мне так показалось).
![Уфимский трамвай](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/tram-ufa_600.webp)
Уфимский трамвай
Трамваи в Уфе тоже достаточно старые.
![«Дом под шпилем»](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/dom_pod_shpilem_600.webp)
«Дом под шпилем» — один из символов Барнаула, адрес: просп. Ленина, 82, площадь Октября. Дом 1953–1956 годов постройки. Трамвай я специально подождал, подвижной состав электротранспорта в Барнауле раритетный, но в отличном состоянии.
![Диспетчерская трамваев станции «Площадь Свободы»](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/dispetcherskaya_tramvaev_stantsii_ploshad_600.webp)
Диспетчерская трамваев станции «Площадь Свободы» — шикарный и функциональный конструктивизм! Барнаул, Социалистический просп., 14А. В этом месте у трамваев кольцо и конечная остановка, именно здесь в 1948 году был запущен первый в городе трамвайный маршрут, трамвай №1 ходил от площади Свободы до микрорайона, где сейчас располагается рынок «Юбилейный».
![Государственная филармония Алтайского края](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/gosudarstvennaya_filarmoniya_altayskogo_600.webp)
Государственная филармония Алтайского края (неорусский стиль), Барнаул, ул. Ползунова, 35 и вид улицы Ползунова. Подвижной трамвайный состав вот такой, раритетный, правда, в отличном состоянии.
![Екатеринбургский трамвай](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/ekaterinburgskiy_tramvay_600.webp)
Екатеринбургский трамвай
В Екатеринбурге на моё удивление оказались такие вот раритетные трамваи, правда, в отличном состоянии.
![Трамвайные пути](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/tramvaynie_puti_600.webp)
Трамвайные пути по проспекту Чайковского, Тверь.
![Тверской трамвай](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/tverskoy_tramvay_600.webp)
Тверской трамвай
![Тверской трамвай](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/tverskoy_tramvay_1_600.webp)
Тверской трамвай на Нововолжском мосту. По Твери бегает такой антиквариат, но состояние вроде отличное.
![Место первой трамвайной линии в России](https://panevin.ru/uploads/photo/2019/mesto_pervoy_tramvaynoy_linii_v_rossii_600.webp)
Место первой трамвайной линии в России, пущенной в Нижнем Новгороде в 1896 году. Я был уверен, что первый трамвай в России появился в Петербурге, но у нас трамвайное движение откроется лишь спустя 11 лет после нижегородского — в 1907 году.
Подборка фото трамваев будет пополняться! На моё удивление по городам России до сих пор колесят старенькие глазастые Татры Т3.
![Петербургские трамваи разных лет](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/peterburgskie_tramvai_raznih_let_600.webp)
Петербургские трамваи разных лет
Первым стоит реплика самого первого трамвая, который в 1907 году совершил свой первый рейс по улицам Санкт-Петербурга.
![Стиляга](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/stilyaga_600.webp)
Стиляга
Трамвай, получивший такое прозвище за свою жёлто-голубую расцветку.
![Первый петербургский трамвай](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/perviy_peterburgskiy_tramvay_600.webp)
Первый петербургский трамвай
![Люди радостно фотографируются с историческим трамваем](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/lyudi_radostno_fotografiruyutsya_s_istoricheskim_600.webp)
Люди радостно фотографируются с историческим трамваем
![Трамвай 1937 года](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/tramvay_1937_goda_600.webp)
Трамвай 1937 года
Внешне трамвай повторяет облик самого первого трамвая. 20-й маршрут, Парголово — площадь Лассаля.
![Слон](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/slon_600.webp)
Послевоенный трамвай, за свой внешний вид получивший прозвище «слон» (за большую массу, округлые форму и верхнюю часть кузова, окрашенную в цвет слоновой кости). Самый массовый трамвай, ЛМ-47 (к слову сказать, таким же слоном был ЛМ-49).
![В кабине трамвая](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/v_kabine_tramvaya_600.webp)
В кабине трамвая ЛМ-47 («Слон»), рукоять управления ходом.
![Стиляга](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/stilyaga_1_600.webp)
В преддверии нового года «Стиляга» колесит по центральным улицам Санкт-Петербурга, украшенный гирляндами.
![Слоны](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/sloni_600.webp)
Слоны
Точнее «Слон» — тот что слева, он же самый массовый трамвай (Трамвай ЛМ-49, производства ВАРЗ — ныне Петербургский трамвайно-механический завод). Справа — ЛМ-47.
Номера на трамваях в Петербурге всегда были четырёхзначными и первая цифра означает принадлежность к парку.
![Предвоенные трамваи](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/predvoennie_tramvai_600.webp)
Предвоенные трамваи
Трамваи стояли на Инженерной улице между Садовой и Цирком. Справа — ЛМ-33.
![Старинные трамваи](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/starinnie_tramvai_600.webp)
Старинные трамваи
Справа — реплика конки, слева — один из ранних трамваев.
![В кабине трамвая](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/v_kabine_tramvaya_1_600.webp)
В кабине трамвая
Можно было заходить в кабины трамваев и малышня не упускала случая позвонить. В одном трамвае верёвка звонка была оборвана, не выдержала (какой-нибудь спиногрыз, вероятно, повис на ней).
Управление ходом единственной ручкой «Ход — Стоп».
![Вереница трамваев на Инженерной улице](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/verenitsa_tramvaev_na_inzhenernoy_ulitse_600.webp)
Вереница трамваев на Инженерной улице
Слева — восстановленный первый трамвай, справа — чуть позднее построенный 5-й номер, Наличный переулок — перевоз Домбаля.
![Трамваи](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/tramvai_600.webp)
Трамваи
Ради трамваев Инженерная улица была перекрыта на 2 часа. В конце трамваи разъехались и желающие могли прокатиться на любом из трамваев.
![Стиляга](https://panevin.ru/uploads/photo/2012/stilyaga_2_600.webp)
Стиляга
И на прощание, ещё раз «стиляга», один из самых колоритных трамваев.
![Трамвай серии «М»](https://panevin.ru/uploads/photo/2015/tramvay_serii_m_600.webp)
Трамвай серии «М» на Садовой улице. Его в Петербурге можно встретить часто.
![В память о трамваях](https://panevin.ru/uploads/photo/2008/v_pyamyat_o_tramvayah_600.webp)
В память о трамваях
Неподалеку от Александровского парка, памятная табличка о первых петербургских трамваях. Именно здесь проходила первая трамвайная линия.
Музей электрического транспорта
в Санкт-Петербурге:![Трамвай Brush](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/brush_600.webp)
Трамвай Brush
Реплика первого петербургского трамвая английской фирмы «Brush», в народе прозванный «Брешка». Ни одного подлинного трамвая не сохранилось, этот трамвай построен на базе вагона МС-1 1929 года выпуска производства завода «Красный путиловец».
![Трамваи ЛМ-57 и МС-4](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/tramvai_lm-57_i_ms-4_600.webp)
Трамваи ЛМ-57 и МС-4
Трамваи ЛМ-57 «Стиляга» (слева) и МС-4 (справа).
![Вагоны ЛМ-33/ЛП-33](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/vagoni_lm-33lp-33_600.webp)
Вагоны ЛМ-33/ЛП-33
В начале 30-х годов XX века при проектировании новых вагонов повышенной вместимости был взят за основу американский вагон фирмы «Peter Witt». Эти вагоны получили наименование МА (моторный американского типа) и ПА (прицепной американского типа), а ленинградцы стали называть их «Американками». Позже в целях борьбы с космополитизмом название трамвая изменили на ЛМ-33, а вагона на ЛП-33 (ленинградский моторный 1933 года разработки).
![Ремонтный трамвай](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/remontniy_tramvay_600.webp)
Ремонтный трамвай
![Компостеры](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/composters_600.webp)
Компостеры
![Трамвай МС-4](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/tramvay_ms-4_600.webp)
Трамвай МС-4
Вышедший из ворот завода «Красный Путиловец» в 1927 году, трамваи МС-4 («Эм-эсы») начали эру стальных трамваев и проработают на линиях до 50-х годов.
![Детский трамвай](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/detskiy_tramvay_600.webp)
Детский трамвай
Маленький трамвай для детей. Жаль не ездит.
![Трамвайное депо](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/tramvaynoe_depo_1_600.webp)
Трамвайное депо на Васильевском острове (бывший трампарк им. Леонова), построенное в 1906—1908 годах в архитектурном стиле модерн по проекту архитектора А. А. Ламагина. Ныне музей городского электрического транспорта.
![Трамваи Смоленска](https://panevin.ru/uploads/photo/2016/tramvai_smolenska_600.webp)
Трамваи Смоленска
Трамваи Смоленска двух типов: ушатанные перерехтованные старые (большинство) и относительно новые.
![Самарский трамвай](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/samarskiy_tramvay_600.webp)
Самарский трамвай
В Самаре трамваи старенькие, но в отличном состоянии (во всяком случае мне так показалось).
![Уфимский трамвай](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/tram-ufa_600.webp)
Уфимский трамвай
Трамваи в Уфе тоже достаточно старые.
![«Дом под шпилем»](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/dom_pod_shpilem_600.webp)
«Дом под шпилем» — один из символов Барнаула, адрес: просп. Ленина, 82, площадь Октября. Дом 1953–1956 годов постройки. Трамвай я специально подождал, подвижной состав электротранспорта в Барнауле раритетный, но в отличном состоянии.
![Диспетчерская трамваев станции «Площадь Свободы»](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/dispetcherskaya_tramvaev_stantsii_ploshad_600.webp)
Диспетчерская трамваев станции «Площадь Свободы» — шикарный и функциональный конструктивизм! Барнаул, Социалистический просп., 14А. В этом месте у трамваев кольцо и конечная остановка, именно здесь в 1948 году был запущен первый в городе трамвайный маршрут, трамвай №1 ходил от площади Свободы до микрорайона, где сейчас располагается рынок «Юбилейный».
![Государственная филармония Алтайского края](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/gosudarstvennaya_filarmoniya_altayskogo_600.webp)
Государственная филармония Алтайского края (неорусский стиль), Барнаул, ул. Ползунова, 35 и вид улицы Ползунова. Подвижной трамвайный состав вот такой, раритетный, правда, в отличном состоянии.
![Екатеринбургский трамвай](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/ekaterinburgskiy_tramvay_600.webp)
Екатеринбургский трамвай
В Екатеринбурге на моё удивление оказались такие вот раритетные трамваи, правда, в отличном состоянии.
![Трамвайные пути](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/tramvaynie_puti_600.webp)
Трамвайные пути по проспекту Чайковского, Тверь.
![Тверской трамвай](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/tverskoy_tramvay_600.webp)
Тверской трамвай
![Тверской трамвай](https://panevin.ru/uploads/photo/2018/tverskoy_tramvay_1_600.webp)
Тверской трамвай на Нововолжском мосту. По Твери бегает такой антиквариат, но состояние вроде отличное.
![Место первой трамвайной линии в России](https://panevin.ru/uploads/photo/2019/mesto_pervoy_tramvaynoy_linii_v_rossii_600.webp)
Место первой трамвайной линии в России, пущенной в Нижнем Новгороде в 1896 году. Я был уверен, что первый трамвай в России появился в Петербурге, но у нас трамвайное движение откроется лишь спустя 11 лет после нижегородского — в 1907 году.
Подборка фото трамваев будет пополняться! На моё удивление по городам России до сих пор колесят старенькие глазастые Татры Т3.
Ударим лайками по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму!
Темы: путешествия 317 техника 18 трамваи 5 транспорт 13 фотографии 485
← Заметки
russian-trams
blog