Сквер Мациевича
16 фото с описаниями и небольшая экскурсия16.07.2020 05:43
16.07.2020 05:43
Андрей Панёвин
В Санкт-Петербурге во дворе дома №4 по Богатырскому проспекту находится замечательный сквер — Сквер Мациевича.
В самом начале XX века именно здесь, на Комендантском ипподроме (впоследствии Комендантском аэродроме) зарождалась авиация России.
Памятник авиаторам Комендантского аэродрома.
На основании памятника авиаторам с четырёх сторон надписи:
«Памяти лётчиков и служащих Комендантского аэродрома, павших в Первой мировой войне 1914–1918»
«Памяти лётчиков и служащих Комендантского аэродрома, павших в Гражданской войне 1918–1922 и Советско–Финской войне 1939–1940»
«Памяти лётчиков и служащих Комендантского аэродрома, павших в Великой Отечественной войне 1941–1945»
«Памяти лётчиков и служащих Комендантского аэродрома, павших при исполнении служебного долга, защите отечества, в боевых действиях и в мирное время»
Бюст Орлова Ивана Александровича — командир первого истребительного авиаотряда. По центральной аллее установлены бюсты первых авиаторов России.
Лебедев Владимир Александрович — один из первых лётчиков-авиаторов, промышленник, основатель Александровского Северного завода («Красный лётчик»).
Зверева Лидия Виссарионовна — первая русская женщина-авиатор.
Сикорский Игорь Иванович — гениальный русский авиаконструктор, создатель первых в мире пассажирских самолётов, бомбардировщиков, вертолётов.
Ефимов Михаил Никифорович — первый русский авиатор.
Мациевич Лев Макарович — инженер, авиатор, один из первых русский лётчиков, капитан российской армии.
24 сентября (7 октября) 1910 года Мациевич выступал с показательными полётами в Санкт-Петербурге на Всероссийском празднике воздухоплавания. В этот день он совершил на своём «Фармане» несколько полётов, катал высших офицеров, влиятельных особ. Перед последним полётом Мациевича адъютант шефа российской авиации великого князя Александра Михайловича передал пожелание показать какое-нибудь авиационное достижение. Мациевич решил взлететь на самолёте на максимально возможную высоту. Ровно в 18 часов его самолёт начал разваливаться в воздухе на глазах у потрясённых зрителей.
Котельников Глеб Сергеевич — изобретатель первого в мире авиационного ранцевого парашюта. Котельников был в числе зрителей и, как и весь Петербург, был потрясён гибелью Мациевича, и твёрдо решил придумать какое-нибудь устройство для сохранения жизней авиаторов в случае поломок самолётов. Разработка первого варианта парашюта заняла 10 месяцев и увенчалась полным успехом. По легенде вариант конструкции Глеб Сергеевич придумал смотря представление в Мариинском театре. Какая-то барышня выронила платок, Котельникова, наблюдавшего как он планирует с верхних рядов, осенило.
Памятная плита на месте гибели Мациевича. На самом деле это немного не то место.
Этот неприметный валун по другую сторону Богатырского — как раз и есть место гибели авиатора. Красная гвоздика на нём лежит не просто так.
Стенд с историей Комендантского аэродрома. Таких стендов несколько, на них рассказывается как история аэродрома, так и биографии первых лётчиков, про испытания тут самолётов Сикорского (бомбардировщиков «Гранд» и «Илья Муромец», истребителя С-XVI).
Стенд с историей Комендантского аэродрома.
В северной части сквера обустроена детская площадка и она так же на тему ранней авиации:
Детская игровая площадка а-ля французский истребитель Фарман-4.
Детская игровая площадка а-ля тяжёлый бомбардировщик конструкции Сикорского «Илья Муромец». Он у детворы пользуется бешеной популярностью, за счёт наличия кабины.
Так сквер благоустроен совсем недавно, в 2019 году. Ну а место, где был аэродром давно застроено и сейчас об этом напоминают названия улиц и проспектов Приморского района, большая часть которых впрямую связаны с авиацией — Богатырский проспект, Серебристый бульвар, улица Авиаконструкторов, Комендантский проспект и одноимённая станция метро.
Кто без Гугла догадается почему Богатырский и Серебристый, как это связано с авиацией — тому ириска. Правда, не факт что Гугл знает ответ.
В самом начале XX века именно здесь, на Комендантском ипподроме (впоследствии Комендантском аэродроме) зарождалась авиация России.
Памятник авиаторам Комендантского аэродрома.
На основании памятника авиаторам с четырёх сторон надписи:
«Памяти лётчиков и служащих Комендантского аэродрома, павших в Первой мировой войне 1914–1918»
«Памяти лётчиков и служащих Комендантского аэродрома, павших в Гражданской войне 1918–1922 и Советско–Финской войне 1939–1940»
«Памяти лётчиков и служащих Комендантского аэродрома, павших в Великой Отечественной войне 1941–1945»
«Памяти лётчиков и служащих Комендантского аэродрома, павших при исполнении служебного долга, защите отечества, в боевых действиях и в мирное время»
Бюст Орлова Ивана Александровича — командир первого истребительного авиаотряда. По центральной аллее установлены бюсты первых авиаторов России.
Лебедев Владимир Александрович — один из первых лётчиков-авиаторов, промышленник, основатель Александровского Северного завода («Красный лётчик»).
Зверева Лидия Виссарионовна — первая русская женщина-авиатор.
Сикорский Игорь Иванович — гениальный русский авиаконструктор, создатель первых в мире пассажирских самолётов, бомбардировщиков, вертолётов.
Ефимов Михаил Никифорович — первый русский авиатор.
Мациевич Лев Макарович — инженер, авиатор, один из первых русский лётчиков, капитан российской армии.
24 сентября (7 октября) 1910 года Мациевич выступал с показательными полётами в Санкт-Петербурге на Всероссийском празднике воздухоплавания. В этот день он совершил на своём «Фармане» несколько полётов, катал высших офицеров, влиятельных особ. Перед последним полётом Мациевича адъютант шефа российской авиации великого князя Александра Михайловича передал пожелание показать какое-нибудь авиационное достижение. Мациевич решил взлететь на самолёте на максимально возможную высоту. Ровно в 18 часов его самолёт начал разваливаться в воздухе на глазах у потрясённых зрителей.
Котельников Глеб Сергеевич — изобретатель первого в мире авиационного ранцевого парашюта. Котельников был в числе зрителей и, как и весь Петербург, был потрясён гибелью Мациевича, и твёрдо решил придумать какое-нибудь устройство для сохранения жизней авиаторов в случае поломок самолётов. Разработка первого варианта парашюта заняла 10 месяцев и увенчалась полным успехом. По легенде вариант конструкции Глеб Сергеевич придумал смотря представление в Мариинском театре. Какая-то барышня выронила платок, Котельникова, наблюдавшего как он планирует с верхних рядов, осенило.
Памятная плита на месте гибели Мациевича. На самом деле это немного не то место.
Этот неприметный валун по другую сторону Богатырского — как раз и есть место гибели авиатора. Красная гвоздика на нём лежит не просто так.
Стенд с историей Комендантского аэродрома. Таких стендов несколько, на них рассказывается как история аэродрома, так и биографии первых лётчиков, про испытания тут самолётов Сикорского (бомбардировщиков «Гранд» и «Илья Муромец», истребителя С-XVI).
Стенд с историей Комендантского аэродрома.
В северной части сквера обустроена детская площадка и она так же на тему ранней авиации:
Детская игровая площадка а-ля французский истребитель Фарман-4.
Детская игровая площадка а-ля тяжёлый бомбардировщик конструкции Сикорского «Илья Муромец». Он у детворы пользуется бешеной популярностью, за счёт наличия кабины.
Так сквер благоустроен совсем недавно, в 2019 году. Ну а место, где был аэродром давно застроено и сейчас об этом напоминают названия улиц и проспектов Приморского района, большая часть которых впрямую связаны с авиацией — Богатырский проспект, Серебристый бульвар, улица Авиаконструкторов, Комендантский проспект и одноимённая станция метро.
Кто без Гугла догадается почему Богатырский и Серебристый, как это связано с авиацией — тому ириска. Правда, не факт что Гугл знает ответ.
Ударим лайками по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму!
Темы: авиация 16 Санкт-Петербург 168 скверы 1 фотографии 485
Продажа билетов осущесвляется через сервис Aviasales.ru без комиссии и наценок.
← Заметки
Петербургский календарь: история авиации.
skver_matsievicha
blog