Поездом из Санкт-Петербурга до Владивостока через всю Россию
32 фото с описаниями и небольшая экскурсия12.01.2020 07:35
12.01.2020 07:35
Андрей Панёвин
Давно хотел прокатиться до Владивостока, но всё откладывал — то денег нет, то времени. Как всегда, как у всех. Твёрдо решил, что если не проеду летом 2019 года, то неизвестно когда будет возможность и будет ли вообще. Из Москвы до Владивостока неделю одним поездом я бы утомился, придумал, что оптимально ехать через несколько городов — днём гуляя, ночью — ехать дальше до следующего города. Маршрут получился таким:
Санкт-Петербург—Москва—Пермь—Тюмень—Новосибирск—Северобайкальск—Нерюнгри—Хабаровск—Владивосток
обратно:
Владивосток—Биробиджан—Чита—Улан-Удэ—Иркутск—Красноярск—Новосибирск—Курган—Уфа—Пенза—СПб
Стыковать поезда я начал с перегона Северобайкальск—Нерюнгри, т.к. поезда между этими городами ходят не каждый день.
Обратно:
В Москве я бывал много, в этот раз погулял по парку Зарядье и пошёл искать кафе с розетками. Это самая большая проблема по всем городам России и по поездкам выяснил, что Шоколадница — 100% что будут розетки, благо что сеть этих кофеен разветвлённая. Еда там дорогущая и крохотные порции, а вот кофе сносный — заодно и ноутбук / телефон / фотоаппарат можно зарядить.
Зелёный благоустроенный город, с хорошими дорогами и неплохими тротуарами. При этом когда я был, раз 5-10 в центре натыкался на дорожные работы, т.е. то что уже неплохо ещё благоустраивается. По аллеям и паркам огромное количество скульптур и арт-объектов. Не в каждом городе России такое обилие, например, аллея по Комсомольскому проспекту заставлена скульптурами на этническую тематику, воспевая Пермский край и реку Каму.
Набережная Камы неплохая, в 2019 шли масштабные работы по её благоустройству и расширению. Будет отлично, если как в Самаре, на набережной метров в 200-300 друг от друга будут небольшие кафе и кофейни. Не хаотичное нагромождение, а разрозненное расположение небольших заведений на 10-20 мест. Автопарк пассажирского транспорта отличный, автобусы новенькие и, похоже комфортабельные. Все как на подбор тонированные и красного цвета. Трамваи не сильно современные, но старых Т3 нет.
Один из самых благоустроенных городов России. Набережная реки Тура так вообще вне конкуренции, даже лучше превосходной набережной в Самаре. В центре города прекрасные уличные фонари, красивые и масштабные. Очень много кафе, ресторанов, столовых — на любой кошелёк. Много магазинов одежды и бутиков.
Уровень жизни в Тюмени считается высоким, что косвенно подтверждается обилием заведений общепита и отсутствием старых «вёдер» на дорогах. Те какие встречаются, как правило с номерами других регионов. Автопарк общественного транспорта тоже новый, как и в Перми, разве что цвет зелёный. Наверно самое в чём власти города молодцы — сохранили и отреставрировали огромное количество старины, а страшных высоток из стекла и бетона в центре минимум (но, к сожалению есть).
По Новосибирску я много погулял в прошлом году, в этот раз сильно уменьшил маршрут — решил посидеть в кафе и поработать.
Только я спешился на вокзале Новосибирска, иду с камерой в руках, как слышу стандартное: «О, сфотографируй!» Ну я и сфотографировал. Чеченец от неожиданности посуровел, а потом расплылся в улыбке — «сфотографируй нас вместе!»
Держите :) По итогам меня приглашают в Чечню в Грозный и гарантируют полную безопасность :)
Восточнее Урала жива отличная тема — уличная торговля из бочек с квасом. Стаканчик 0.2 л — 12-15 р., 0.5 — 25-30. Очень странно, что в центральной России такого давно нет. После многокилометровых марш-бросков по городам этот квас, да уличные водонапорные колонки, меня неизменно выручают.
Небольшой молодой город, спроектированный и отстроенный в XX веке во время начала стройки БАМа. Смотреть в городе нечего, разве-что жемчужина всего региона — Байкал. Перед поездом присел в кафе, которое пришлось поискать, с этим в городе не густо, и очень удивился встретив итальянца. Уж не знаю что он тут забыл, вероятнее всего командировочный — БАМ активно расширяется, специалисты нужны разные.
Город тоже молодой, правильная геометрия кварталов и улиц, обилие зелени. Добраться от вокзала до города можно только проходящим автобусом с получасовым интервалом. Это меня поразило, потому-что до города километров 5, а на такое расстояние заказывать такси за бешеные деньги я как-то морально не готов. Кафе и ресторанов в Нерюнгри достаточно, но это только потому, что город транзитный. В самом городе с работой туго, но много проездом — вахтовики, которые едут на Север, в Якутск и дальше.
Хабаровск встретил меня туманом, по солнцу фотографии получились бы повеселее, но и по такой погоде вышли неплохо. Большинство достопримечательностей сконцентрировано по Амурскому и Уссурийскому проспектам + на набережной реки Амур.
«Кофе с совой» — это пять!
Проводник поезда сидел и пел «Постой паровоз, не стучите колёса» :).
Город расположен на сопках, береговая линия изрезана бухтами, что нашло сильное отражение в перепадах высот и геометрии улиц. Уклоны такие, что я, если честно, очень устал за пять дней. А самое рядовое ДТП, когда у припаркованного авто сорвало ручник и машина скатилась, протаранив парочку-троечку.
Особый колорит города — крепость Владивосток — сеть фортов и батарей, опоясывающая город и прикрывающая как подступы с суши с севера, так и все бухты города и острова Русский. БОльшая часть фортификации относится к 1903 году, когда уже стало понятно что война с Японией неминуема, и главную базу Тихоокеанского флота стали спешно укреплять, сделав неприступной. Чтобы хоть обзорно осмотреть форты и батареи Владивостока нужен минимум месяц. Я бы хотел ещё приехать и, желательно, к Дню Тигра (в сентябре), когда весь город становится полосатым.
Имейте ввиду — Владивосток достаточно дорогой город. Здесь неплохие зарплаты, есть надбавка «за дикость» + активная торговля с Китаем, Японией и Южной Кореей. Из-за большого потока как наших туристов, так и из стран Азии, во Владивостоке достаточно дорогие гостиницы. Капсульного типа — от 2 500 р., отдельные номера — от 4 000-5 000 р. Кафе и кабаки наверно даже дешевле, чем в среднем по России, опять же благодаря турпотоку и хорошим заработкам.
Небольшой молодой город, отстроенный в XX веке. Поэтому очень грамотно спроектирован, очень зелёный. Светофоры старые, далеко не все с обратным отсчётом и пешеходные установлены очень высоко. Крайне мало скамеек и урн. Тротуары средней ушатанности, дороги чуть получше. Самое меня поразило — набережная.
Набережная реки Бира — великолепная! В богатой Уфе набережной нет, а в нищем Биробиджане — есть. Как так-то? Что город нищий заметно по тому факту, что мало кафе и я местами спотыкался о баночки боярышника. Нигде по городам России такого не видел.
В привокзальном кафе покупаю пиво, за столиками постоянные клиенты, да начинай распрашивать:
— откуда?
— Петербург
— пешком что-ли?!
— нет, я не сумасшедший — поездами.
— геолог?
— ... ??
Как верно заметил мой друг: «Что ты забыл в краю военных и каторжан?!»
Да можно сказать случайно оказался — так состыковал поезда. Самое интересное в городе — парк ОДОРА, церковь-музей декабристов и музей железнодорожной техники в депо станции Чита-1.
Поездом Чита—Улан-Удэ ехали в основном вахтовики и в основном буряты. Эти буряты и один русский пошли с утра бухать в вагон-ресторан. Первый вернулся в районе обеда и грустно поведал, что спустил 10 000 рублей. Следом вернулись остальные буряты, пошли спать. Проснувшись под вечер забеспокоились: «где Дэнчик?» А русский богатырь Денис мало того что перепил всех бурят, так вернулся только к полуночи, самостоятельно расправил себе постель и спокойно пошёл спать. Думаю он станет героем очередного бурятского эпоса.
В Улан-Удэ две основные достопримечательности: буддийские дацаны (например дацан Ринпоче-Багша) и Байкал. Правда, есть ещё много деревянного зодчества. Город достаточно депрессивный и местные стараются уехать хотя бы в Иркутск. В кафе постояльцы сетовали, что если бы не Байкал все бы давно разбежались. Разговорившись с этими ребятами утвердился в аксиоме, что чем дальше от Москвы, тем лучше у народа с географией. Слушая мой рассказ про путешествие и маршрут молодые люди комментировали: «Так, до Владивостока вы ехали по БАМу, обратно по ТрансСибу, западнее Байкала поднялись севернее и поехали по северной ветке, так?»
Как показатель нищеты города: ближайшее кафе от вокзала оказалось в двух кварталах, что очень удивительно — привокзальные площади всегда заполнены харчевнями, потому-что постоянный поток клиентов.
Под мостом через реку Уда нарисовано патриотическое граффити, но местные с ним не согласны.
Очень посмеялся с офиса партии ЛДПР в Улан-Удэ. ЛДПРЪ!
Ко мне часто пристают «сфотографируй нас!» Обычно удивляются, что бесплатно. Ну, а мне не жалко — держите портрет!
Один из лучших городов России! Огромное количество деревянной старины XIX века (некоторые имеют отношение к декабристам и интересную историю), а уж 130-й квартал вне всяких похвал — деревянные дома приведены в отличное состояние внешне, внутри организованы кафе и магазины.
Ещё один интересный сибирский город. Такого количества скамеек и урн я не встречал ни в одном городе России. Наверно самое меня удивило — пальмы в горшках на всех центральных улицах.
Из необычного — в центральном парке есть уникальная детская железная дорога, вся инфраструктура которой, включая тепловоз и вагоны, не типовые, а сделаны местными умельцами специально под этот аттракцион.
Курган — очередной депрессивный город России. Вывел для себя правило — если в городе в достатке кафе / рестораны / кабаки, значит либо город туристический (Ярославль, Рязань), либо у жителей вполне неплохо с доходами (Тюмень, Иркутск, Красноярск).
В богатейшей Уфе до сих пор нет набережной. Это всё что вам надо знать про Уфу и её руководство. Правда с недавнего момента старую власть пересажали и назначили новую, и есть шансы, что город будет более благоустроенный. БОльшую часть старины, особенно деревянной, Уфа лишилась и, как я понимаю, останавливаться не собирается.
Отличная пешеходная улица, но в глаза бросилось, что много закрытых кафешек, т.е. они не окупаются. Отдельно: памятники и скульптуры Пензы. В 2019 завершено благоустройство набережной и она очень даже неплохая, наконец-то у горожан появилось место отдыха с видом на реку. Ещё один город из разряда депрессивных. Перед поездом пошёл в кабак и встретил там попутчика с последнего поезда. Культурно посидеть настолько мало мест, что мы встретились в одном заведении.
РЖД мне подарило 12000 бонусов за эти поездки и из Пензы до Санкт-Петербурга я ехал бесплатно в купе. Были мысли проехать ещё через какой-нибудь город, но за всё путешествие я очень сильно устал. Старт был 15 июля, финиш — 13 августа. Останавливался я только во Владивостоке, т.е. месяц непрерывных поездок. Частый вопрос — сколько я потратил денег. Т.к. я ездил плацкартом, то вышло дёшево — примерно 40 000 рублей только на билеты. Могло быть дешевле, я выбирал не по стоимости, а по времени отправления и прибытия, поэтому несколько раз проехал дорогими фирменными поездами №1 и №100.
Итого: 16 городов, если не считать Санкт-Петербург, ~20 000 километров поездами, ~3 000 фото.
Все друзья и знакомые мне, конечно же, позавидовали, но был прецедент — рассказываю попутчице в форме РЖД про эту поездку, и когда ответил на вопрос сколько я потратил денег, она сказала что я сумасшедший. Люди странные — каждый год летать на один и тот же курорт Турции это нормально, а прокатиться по родной стране — глупость.
Как пошутил один друг:
Мальчик: едет плацкартом до Владивостока через всю Россию.
Мужчина: едет плацкартом до Владивостока через всю Россию и выходит на каждой остановке.
Санкт-Петербург—Москва—Пермь—Тюмень—Новосибирск—Северобайкальск—Нерюнгри—Хабаровск—Владивосток
обратно:
Владивосток—Биробиджан—Чита—Улан-Удэ—Иркутск—Красноярск—Новосибирск—Курган—Уфа—Пенза—СПб
Стыковать поезда я начал с перегона Северобайкальск—Нерюнгри, т.к. поезда между этими городами ходят не каждый день.
Обратно:
В Москве я бывал много, в этот раз погулял по парку Зарядье и пошёл искать кафе с розетками. Это самая большая проблема по всем городам России и по поездкам выяснил, что Шоколадница — 100% что будут розетки, благо что сеть этих кофеен разветвлённая. Еда там дорогущая и крохотные порции, а вот кофе сносный — заодно и ноутбук / телефон / фотоаппарат можно зарядить.
Пермь
Зелёный благоустроенный город, с хорошими дорогами и неплохими тротуарами. При этом когда я был, раз 5-10 в центре натыкался на дорожные работы, т.е. то что уже неплохо ещё благоустраивается. По аллеям и паркам огромное количество скульптур и арт-объектов. Не в каждом городе России такое обилие, например, аллея по Комсомольскому проспекту заставлена скульптурами на этническую тематику, воспевая Пермский край и реку Каму.
Набережная Камы неплохая, в 2019 шли масштабные работы по её благоустройству и расширению. Будет отлично, если как в Самаре, на набережной метров в 200-300 друг от друга будут небольшие кафе и кофейни. Не хаотичное нагромождение, а разрозненное расположение небольших заведений на 10-20 мест. Автопарк пассажирского транспорта отличный, автобусы новенькие и, похоже комфортабельные. Все как на подбор тонированные и красного цвета. Трамваи не сильно современные, но старых Т3 нет.
Тюмень
Один из самых благоустроенных городов России. Набережная реки Тура так вообще вне конкуренции, даже лучше превосходной набережной в Самаре. В центре города прекрасные уличные фонари, красивые и масштабные. Очень много кафе, ресторанов, столовых — на любой кошелёк. Много магазинов одежды и бутиков.
Уровень жизни в Тюмени считается высоким, что косвенно подтверждается обилием заведений общепита и отсутствием старых «вёдер» на дорогах. Те какие встречаются, как правило с номерами других регионов. Автопарк общественного транспорта тоже новый, как и в Перми, разве что цвет зелёный. Наверно самое в чём власти города молодцы — сохранили и отреставрировали огромное количество старины, а страшных высоток из стекла и бетона в центре минимум (но, к сожалению есть).
Новосибирск
По Новосибирску я много погулял в прошлом году, в этот раз сильно уменьшил маршрут — решил посидеть в кафе и поработать.
Только я спешился на вокзале Новосибирска, иду с камерой в руках, как слышу стандартное: «О, сфотографируй!» Ну я и сфотографировал. Чеченец от неожиданности посуровел, а потом расплылся в улыбке — «сфотографируй нас вместе!»
Держите :) По итогам меня приглашают в Чечню в Грозный и гарантируют полную безопасность :)
Восточнее Урала жива отличная тема — уличная торговля из бочек с квасом. Стаканчик 0.2 л — 12-15 р., 0.5 — 25-30. Очень странно, что в центральной России такого давно нет. После многокилометровых марш-бросков по городам этот квас, да уличные водонапорные колонки, меня неизменно выручают.
Северобайкальск
Небольшой молодой город, спроектированный и отстроенный в XX веке во время начала стройки БАМа. Смотреть в городе нечего, разве-что жемчужина всего региона — Байкал. Перед поездом присел в кафе, которое пришлось поискать, с этим в городе не густо, и очень удивился встретив итальянца. Уж не знаю что он тут забыл, вероятнее всего командировочный — БАМ активно расширяется, специалисты нужны разные.
Нерюнгри
Город тоже молодой, правильная геометрия кварталов и улиц, обилие зелени. Добраться от вокзала до города можно только проходящим автобусом с получасовым интервалом. Это меня поразило, потому-что до города километров 5, а на такое расстояние заказывать такси за бешеные деньги я как-то морально не готов. Кафе и ресторанов в Нерюнгри достаточно, но это только потому, что город транзитный. В самом городе с работой туго, но много проездом — вахтовики, которые едут на Север, в Якутск и дальше.
Хабаровск
Хабаровск встретил меня туманом, по солнцу фотографии получились бы повеселее, но и по такой погоде вышли неплохо. Большинство достопримечательностей сконцентрировано по Амурскому и Уссурийскому проспектам + на набережной реки Амур.
«Кофе с совой» — это пять!
Проводник поезда сидел и пел «Постой паровоз, не стучите колёса» :).
Владивосток
Город расположен на сопках, береговая линия изрезана бухтами, что нашло сильное отражение в перепадах высот и геометрии улиц. Уклоны такие, что я, если честно, очень устал за пять дней. А самое рядовое ДТП, когда у припаркованного авто сорвало ручник и машина скатилась, протаранив парочку-троечку.
Особый колорит города — крепость Владивосток — сеть фортов и батарей, опоясывающая город и прикрывающая как подступы с суши с севера, так и все бухты города и острова Русский. БОльшая часть фортификации относится к 1903 году, когда уже стало понятно что война с Японией неминуема, и главную базу Тихоокеанского флота стали спешно укреплять, сделав неприступной. Чтобы хоть обзорно осмотреть форты и батареи Владивостока нужен минимум месяц. Я бы хотел ещё приехать и, желательно, к Дню Тигра (в сентябре), когда весь город становится полосатым.
Имейте ввиду — Владивосток достаточно дорогой город. Здесь неплохие зарплаты, есть надбавка «за дикость» + активная торговля с Китаем, Японией и Южной Кореей. Из-за большого потока как наших туристов, так и из стран Азии, во Владивостоке достаточно дорогие гостиницы. Капсульного типа — от 2 500 р., отдельные номера — от 4 000-5 000 р. Кафе и кабаки наверно даже дешевле, чем в среднем по России, опять же благодаря турпотоку и хорошим заработкам.
Биробиджан
Небольшой молодой город, отстроенный в XX веке. Поэтому очень грамотно спроектирован, очень зелёный. Светофоры старые, далеко не все с обратным отсчётом и пешеходные установлены очень высоко. Крайне мало скамеек и урн. Тротуары средней ушатанности, дороги чуть получше. Самое меня поразило — набережная.
Набережная реки Бира — великолепная! В богатой Уфе набережной нет, а в нищем Биробиджане — есть. Как так-то? Что город нищий заметно по тому факту, что мало кафе и я местами спотыкался о баночки боярышника. Нигде по городам России такого не видел.
В привокзальном кафе покупаю пиво, за столиками постоянные клиенты, да начинай распрашивать:
— откуда?
— Петербург
— пешком что-ли?!
— нет, я не сумасшедший — поездами.
— геолог?
— ... ??
Чита
Как верно заметил мой друг: «Что ты забыл в краю военных и каторжан?!»
Да можно сказать случайно оказался — так состыковал поезда. Самое интересное в городе — парк ОДОРА, церковь-музей декабристов и музей железнодорожной техники в депо станции Чита-1.
Поездом Чита—Улан-Удэ ехали в основном вахтовики и в основном буряты. Эти буряты и один русский пошли с утра бухать в вагон-ресторан. Первый вернулся в районе обеда и грустно поведал, что спустил 10 000 рублей. Следом вернулись остальные буряты, пошли спать. Проснувшись под вечер забеспокоились: «где Дэнчик?» А русский богатырь Денис мало того что перепил всех бурят, так вернулся только к полуночи, самостоятельно расправил себе постель и спокойно пошёл спать. Думаю он станет героем очередного бурятского эпоса.
Улан-Удэ
В Улан-Удэ две основные достопримечательности: буддийские дацаны (например дацан Ринпоче-Багша) и Байкал. Правда, есть ещё много деревянного зодчества. Город достаточно депрессивный и местные стараются уехать хотя бы в Иркутск. В кафе постояльцы сетовали, что если бы не Байкал все бы давно разбежались. Разговорившись с этими ребятами утвердился в аксиоме, что чем дальше от Москвы, тем лучше у народа с географией. Слушая мой рассказ про путешествие и маршрут молодые люди комментировали: «Так, до Владивостока вы ехали по БАМу, обратно по ТрансСибу, западнее Байкала поднялись севернее и поехали по северной ветке, так?»
Как показатель нищеты города: ближайшее кафе от вокзала оказалось в двух кварталах, что очень удивительно — привокзальные площади всегда заполнены харчевнями, потому-что постоянный поток клиентов.
Под мостом через реку Уда нарисовано патриотическое граффити, но местные с ним не согласны.
Очень посмеялся с офиса партии ЛДПР в Улан-Удэ. ЛДПРЪ!
Ко мне часто пристают «сфотографируй нас!» Обычно удивляются, что бесплатно. Ну, а мне не жалко — держите портрет!
Иркутск
Один из лучших городов России! Огромное количество деревянной старины XIX века (некоторые имеют отношение к декабристам и интересную историю), а уж 130-й квартал вне всяких похвал — деревянные дома приведены в отличное состояние внешне, внутри организованы кафе и магазины.
Красноярск
Ещё один интересный сибирский город. Такого количества скамеек и урн я не встречал ни в одном городе России. Наверно самое меня удивило — пальмы в горшках на всех центральных улицах.
Из необычного — в центральном парке есть уникальная детская железная дорога, вся инфраструктура которой, включая тепловоз и вагоны, не типовые, а сделаны местными умельцами специально под этот аттракцион.
Курган
Курган — очередной депрессивный город России. Вывел для себя правило — если в городе в достатке кафе / рестораны / кабаки, значит либо город туристический (Ярославль, Рязань), либо у жителей вполне неплохо с доходами (Тюмень, Иркутск, Красноярск).
Уфа
В богатейшей Уфе до сих пор нет набережной. Это всё что вам надо знать про Уфу и её руководство. Правда с недавнего момента старую власть пересажали и назначили новую, и есть шансы, что город будет более благоустроенный. БОльшую часть старины, особенно деревянной, Уфа лишилась и, как я понимаю, останавливаться не собирается.
Пенза
Отличная пешеходная улица, но в глаза бросилось, что много закрытых кафешек, т.е. они не окупаются. Отдельно: памятники и скульптуры Пензы. В 2019 завершено благоустройство набережной и она очень даже неплохая, наконец-то у горожан появилось место отдыха с видом на реку. Ещё один город из разряда депрессивных. Перед поездом пошёл в кабак и встретил там попутчика с последнего поезда. Культурно посидеть настолько мало мест, что мы встретились в одном заведении.
РЖД мне подарило 12000 бонусов за эти поездки и из Пензы до Санкт-Петербурга я ехал бесплатно в купе. Были мысли проехать ещё через какой-нибудь город, но за всё путешествие я очень сильно устал. Старт был 15 июля, финиш — 13 августа. Останавливался я только во Владивостоке, т.е. месяц непрерывных поездок. Частый вопрос — сколько я потратил денег. Т.к. я ездил плацкартом, то вышло дёшево — примерно 40 000 рублей только на билеты. Могло быть дешевле, я выбирал не по стоимости, а по времени отправления и прибытия, поэтому несколько раз проехал дорогими фирменными поездами №1 и №100.
Итого: 16 городов, если не считать Санкт-Петербург, ~20 000 километров поездами, ~3 000 фото.
Все друзья и знакомые мне, конечно же, позавидовали, но был прецедент — рассказываю попутчице в форме РЖД про эту поездку, и когда ответил на вопрос сколько я потратил денег, она сказала что я сумасшедший. Люди странные — каждый год летать на один и тот же курорт Турции это нормально, а прокатиться по родной стране — глупость.
Как пошутил один друг:
Мальчик: едет плацкартом до Владивостока через всю Россию.
Мужчина: едет плацкартом до Владивостока через всю Россию и выходит на каждой остановке.
Ударим лайками по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму!
Темы: путешествия 317 РЖД 7 фотографии 485
← Заметки
poezdom_iz_sankt-peterburga_do_vladivostoka
blog