Собор Воскресения Христова (Спас на Крови)
12 фото с описаниями и небольшая экскурсия30.04.2020 10:15
30.04.2020 10:15
Андрей Панёвин
Одна из архитектурных жемчужин Санкт-Петербурга — Собор Воскресения Христова (Спас на Крови).
Спас на Крови, вид на апсиду из Михайловского сада. Храм построен на месте смертельного ранения императора Александра II во время покушения, организованного народовольцами 1 (13) марта 1881 года.
Уже на следующий день на чрезвычайном заседании Городская дума приняла решение о постройке на этом месте храма. На фото временная часовня.
Вход в собор. Проект храма был утверждён императором Александром III не сразу, а утверждённый проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева) должен быть доработан под наблюдением профессора Д. И. Гримма. Храм изначально планировался в «русском стиле», отчего имеет схожесть с Собором Василия Блаженного в Москве и соборы Ярославля.
Сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика. Находится в западной части храма, прямо над ней колокольня с большим золотым куполом.
Стены облицованы глазурованым зигерсдорфским кирпичом десяти тонов и обильно украшены декоративными элементами. Уникальность собора — в его мозаичном убранстве — многочисленные мозаики, выполненные в мастерской Фроловых, украшающие храм снаружи и внутри.
Модель храма.
Северный киот — место для наиболее почитаемых икон. Как и Южный киот выполнен мастерами Екатеринбургской гранильной и Колыванской шлифовальной фабрик из розового родонита, коргонского парфира, ревневской, орской и аушкульской яшм. На северном мозаика «Александр Невский», на южном — «Воскресение Христа» набраны по эскизу М. В. Нестерова в мозаичном отделении Академии Художеств.
Иконы и копилка для пожертвований.
Роспись под одним из куполов.
Иконостас — преграда, отделяющая алтарь от центральной части храма. Выполнен из разноцветных итальянских мраморов в Генуе фирмой «Нови».
Лик Христа под центральным куполом.
Церковная лавка.
В 20-е храм был закрыт, а в 1938 году было принято решение его снести — помешала Вторая Мировая война. В годы блокады в соборе размещался морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций. В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд — церкви и соборы Ленинграда, являясь заметными высотными доминантами, были ориентирами для немецкой артиллерии.
В песне «Налетела грусть» Александра Розенбаума, упоминается Спас на Крови:
«Хочу придать домам знакомый с детства вид.
Мечтаю снять леса со Спаса на Крови» (в другом варианте — «Я двадцать лет мечтаю снять леса со Спаса на Крови»).
Спас на Крови, вид на апсиду из Михайловского сада. Храм построен на месте смертельного ранения императора Александра II во время покушения, организованного народовольцами 1 (13) марта 1881 года.
Уже на следующий день на чрезвычайном заседании Городская дума приняла решение о постройке на этом месте храма. На фото временная часовня.
Вход в собор. Проект храма был утверждён императором Александром III не сразу, а утверждённый проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (Малышева) должен быть доработан под наблюдением профессора Д. И. Гримма. Храм изначально планировался в «русском стиле», отчего имеет схожесть с Собором Василия Блаженного в Москве и соборы Ярославля.
Сень над местом смертельного ранения императора Александра II. Под ней сохранена часть мостовой и ограждение набережной канала, обагренные кровью Царя-Мученика. Находится в западной части храма, прямо над ней колокольня с большим золотым куполом.
Стены облицованы глазурованым зигерсдорфским кирпичом десяти тонов и обильно украшены декоративными элементами. Уникальность собора — в его мозаичном убранстве — многочисленные мозаики, выполненные в мастерской Фроловых, украшающие храм снаружи и внутри.
Модель храма.
Северный киот — место для наиболее почитаемых икон. Как и Южный киот выполнен мастерами Екатеринбургской гранильной и Колыванской шлифовальной фабрик из розового родонита, коргонского парфира, ревневской, орской и аушкульской яшм. На северном мозаика «Александр Невский», на южном — «Воскресение Христа» набраны по эскизу М. В. Нестерова в мозаичном отделении Академии Художеств.
Иконы и копилка для пожертвований.
Роспись под одним из куполов.
Иконостас — преграда, отделяющая алтарь от центральной части храма. Выполнен из разноцветных итальянских мраморов в Генуе фирмой «Нови».
Лик Христа под центральным куполом.
Церковная лавка.
В 20-е храм был закрыт, а в 1938 году было принято решение его снести — помешала Вторая Мировая война. В годы блокады в соборе размещался морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нём склад декораций. В 1961 году в центральном куполе храма был обнаружен немецкий фугасный снаряд — церкви и соборы Ленинграда, являясь заметными высотными доминантами, были ориентирами для немецкой артиллерии.
В песне «Налетела грусть» Александра Розенбаума, упоминается Спас на Крови:
«Хочу придать домам знакомый с детства вид.
Мечтаю снять леса со Спаса на Крови» (в другом варианте — «Я двадцать лет мечтаю снять леса со Спаса на Крови»).
Ударим лайками по бездорожью, разгильдяйству и бюрократизму!
Темы: достопримечательности 139 Санкт-Петербург 168 Спас-на-крови 1 фотографии 485 церкви и соборы 32
Продажа билетов осущесвляется через сервис Aviasales.ru без комиссии и наценок.
← Заметки
sobor_voskreseniya_hristova_spas_na
blog