К 70-летию Победы. Он был настоящим сапёром.

15:12, 16 февраль 2015
1 838
0
По молодости лет, когда ещё только-только приобщался к рабселькоровской деятельности, довелось мне некоторое время потрудиться в транспортном цехе Калашниковского электролампового завода. Возглавлял этот ответственный участок коммунист-фронтовик, Николай Николаевич Виноградов. Впоследствии, слушая его воспоминания о боевой молодости, не раз приходили на память такие строчки из стихотворения Алексея Суркова «Слава!» -Ставь переправу! -Есть переправа! Звонко поёт хлопотливый топор. Слава тебе, работяга-сапёр! Да, мой бывший начальник был сапёром. Одним из многих тружеников Великой Отечественной войны, которые очень часто шли на смертельный риск, выполняя свой священный воинский долг. Но прежде чем им стать, шоферил на тогдашнем, ещё стекольном заводе. Доставлял сырьё из Калинина, Вышнего Волочка. Случались и дальние рейсы. Солдатом-водителем прошёл и срочную службу с 1936 по 1939 годы в рядах РККА. После демобилизации оставался за баранкой вплоть до призыва в августе 1941. В Чебоксарах (Чувашия) закончил курсы младшего комсостава с одновременным получением воинской специальности-сапёр. Был направлен во взвод инженерной разведки 195-го отдельного сапёрного батальона 139-й стрелковой дивизии. Боевую работу начинал под Старицей, Ржевом, Зубцовом. Ржев называл вторым Сталинградом. Здесь, на родной калининской земле, совершил свои первые ратные подвиги, за которые был удостоен двух наград. Одна из них, медаль «За боевые заслуги», напоминала о таком эпизоде. Участок передовой линии был заминирован врагом, что не давало ходу нашим танкам. Ночью, под обстрелом противника Николай и его товарищи сумели для танкистов разминировать 50-метровый отрезок. Ползком, в тяжёлых условиях, извлекли и обезвредили более восьмидесяти мин, обеспечив тем самым наступательный успех. В другой раз наш земляк отличился при наведении переправы и форсировании Волги под Ржевом. Неделя непрерывных схваток унесла жизни трёх командиров взводов и значительного количества рядового состава. За мужество и стойкость, проявленные в этих боях, помкомвзвода Виноградов был награждён первым орденом Красной Звезды. И это несмотря на то, что пехоте и артиллерии совсем немного удалось «погостить» на вражеском берегу. Гитлеровцы при огневой поддержке и сильной дымовой завесе, превосходящими силами, шуганули нас назад, - рассказывал ветеран. Дивизии, понесшей значительные потери, дали немного отдохнуть и бросили под Зубцов. Вторично форсировав Волгу, наши части заняли упомянутый город. До 1943-го стояли в обороне у Масловой горы. Здесь моего давнего собеседника, ставшего коммунистом, назначили командиром взвода. В районе г. Зубцова много раз со своими бойцами ходил ставить мины и в разведку. Хорошо помнились офицеру и последующие сражения на территории Восточной Белоруссии. Так через реку Проня сапёры было начали возведение переправы. Но как только начинали стучать топорами, фрицы с противоположной стороны открывали убийственный миномётный огонь. На ломаном русском языке подначивая сапёров. - Рус, запевай «страна родная», а завтра - «буль-буль!.. Пришлось пойти на хитрость. Скрытно строить переправу в другом месте, а на прежнем, для отвлечения внимания, создавать видимость активной деятельности. Через некоторое время, немцы, не подозревавшие русского подвоха, были внезапно атакованы с фланга, часть из них, спасаясь, бросилась в воду. Но и там спасения не было. - Получилось, - говорил фронтовик, -«буль-буль» наоборот! Так мы помогли нашим частям захватить небольшой клочок земли уд. Петуховка, глубиной-два, а шириной-три километра .За проявленную смекалку он получил второй орден Красной Звезды. А впереди новый водный рубеж-Днепр, который довелось преодолевать в районе Могилёва, где командир роты поручил взводному Виноградову построить со своими ребятами мост. Да такой, чтобы по нему могла пройти артиллерия и танки. С этим заданием сапёры управились за одну ночь. Затем всем батальоном под жутким огнём врага, начали переправу. С занятого берега вышибли противника в три часа утра и закрепились на завоеванном плацдарме. За успешно проведённую операцию четверо из батальона получили Героя Советского Союза, а мой давний собеседник прикрепил на гимнастёрку орден Отечественной войны второй степени. Война катилась на Запад, а её смертельный бумеранг к своему исходному положению. Далее отважный сапёр освобождал Польшу, нынешняя политическая верхушка которой в благодарность за это, всячески очерняет наших дедов и отцов, принесших им избавление от фашистского геноцида. Освобождал города и селения, «перешагивал» через реки: Ломжа, Нарев, Висла. В том давнем разговоре утверждал, что не видал столько крови, сколько на дорогах вдоль Вислы. Гитлеровцы отступали целыми колоннами, а советский солдат бил их и гнал в своё звериное логово. Гнал до кровавого пота, чтобы неповадно было приходить на чужие земли с чёрными помыслами. С Данцига, а это было уже в апреле 45-го, всю дивизию в составе которой воевал калашниковец, перебазировали на Одер для выполнения совсем необычного задания. В определённый срок надо было изготовить 600 лодок, плотов и других плавсредств... В ближайшем немецком городке Швет был обнаружен небольшой лесозавод с необходимыми материалами. Он-то и помог нашим солдатам успешно справиться с приказом. На штурм одной из последних водных твердынь германцев, Н.Виноградов уже шёл командиром роты, опытным и закалённым бойцом. Та ночь с 23 на 24 апреля была памятна по-особому. Сапёры в числе других форсировали Одер, который на пороге Победы стал погребальным для многих боевых соратников. Те же, кто уцелел, были представлены к различным наградам. Ротный Виноградов стал не только кавалером ордена Боевого Красного Знамени, но и назначен заместителем командира батальона по строевой части. Заветную Победу, к которой так долго шёл, встретил опять же на реке. Реке Эльбе. С чувством исполненного долга перед своей совестью и людьми возвратился воин в родной рабочий посёлок. Более 25 лет возглавлял ТХУ № 6 на КЭ/13. С годами вышел на заслуженный отдых, но продолжал работать здесь же в рядовой должности слесаря по ремонту колёсного транспорта. Коммунисты цеха избрали его секретарём своей парторганизации. Это ответственное поручение Николай Николаевич выполнял на совесть, как впрочем и всегда - будь то на фронте, или будни созидательного труда...
 
Владимир Круглов, ветеран партии.
Комментарии (0)
Добавить
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив